Какие компетенции может развить наставник?

Ключевые навыки наставника

1. Установление доверительного контакта

2. Активное слушание

3. Развивающая обратная связь

4. Задавание развивающих вопросов

5. Помощь в планировании развития


Установление доверительного контакта

Для начала конструктивного взаимодействия со своим наставляемым, надо установить доверительный контакт.

Основная цель установления контакта— создание благоприятной и дружественной атмосферы для дальнейшего взаимодействия.


Условия установления контакта:

  • настроенность на контакт;

  • интерес к партнеру по общению;

  • взаимное доверие;

  • равноправие позиций в разговоре, отсутствие давления «сверху».

Чтобы установить контакт, необходимо демонстрировать уважение, позитивное отношение и искренний интереск своему подопечному всеми возможными способами:

  • в словах

  • в жестах

  • в поступках

Активное слушание

«Активное слушание» — это совокупность способов поведения, позволяющих адекватно пониматьсобеседника и одновременно показывать ему свое внимание и доброжелательность.


Важно не просто слышать и понимать собеседника, но и давать ему понять, что вы проявляете к нему искренний интерес. Еще важнее выноситьиз этого контакта важную для вас информацию полностью и без искажений.

Основные навыки и поведенческие проявления активного слушания:

  • Внимание(контакт глазами и сосредоточение на словах собеседника)

  • Активное слушание (внимательное молчание, уточнение, перефразирование, резюмирование,эмпатия)

  • Невербальное поведение (жесты и позы, показывающие доброжелательное и заинтересованное отношение к собеседнику)

  • Память(удержание информации, полученной от собеседника)

Развивающая обратная связь

Обратная связь — это информация о поведении человека в прошлом, которую вы сообщаете ему в настоящем, рассчитывая, что она повлияет на его поведение в будущем. Давая обратную связь, вы даете возможность человеку увидеть себя со стороны в той или иной ситуации, позволяете ему понять и почувствовать, какое впечатление, реакцию, последствия вызвали его действия.


Принципы развивающей обратной связи:

1. Конкретная: Относится к конкретным событиям, ситуациям и поведению. Основывается на фактах. Избегает обобщений. Не оставляет возможностей двоякого толкования.

2. Описательная: Описывает поведение, не вешает ярлыки.

3. Своевременная: Относится к недавней ситуации, которая еще свежа в памяти у вас и у вашего собеседника.

4. Сфокусированная: Ограничена по количеству тем, сосредоточена вокруг одной-двух ключевых областей, не пытается охватить слишком много вопросов за один раз.

5. Сбалансированная: Если в поведении человека есть как примеры успеха, так и поводы к улучшению, говорите о том, и о другом, не фокусируясь только на примерах неэффективного поведения.

6. Один на один: Не предполагает присутствия третьих лиц, особенно в случае негативной обратной связи.

7. Личная: Подчеркните, что вы выражаете свое личное мнение.

8. Двусторонняя (диалоговая): Дающий обратную связь обязательно задает вопросы, направленные на согласование восприятия ситуации и на прояснение позиции другой стороны по обсуждаемому вопросу.

9. Конструктивная: Ведет к обсуждению будущих действий и возможных вариантов поведения. Хороший итог обратной связи — декларация вашего партнера по развитию о будущих действиях либо запрос на помощь в развитии.

Задавание развивающих вопросов (по модели GROW)

Человек лучше обучается, когда сам находит ответы на свои вопросы, а не получает готовые решения. Поэтому одно из самых важных умений ментора — задавать такие вопросы, которые позволяют человеку самостоятельно прийти к решению.

Например, можно использовать модель коучинга GROW, которая вся построена на вопросах.


Модель GROW

  • Цель (Goal) => Определение целей и согласование ожиданий

  • Реальность (Reality) => Исследование текущей ситуации (проблемы)

  • Препятствия (Options) => Определение барьеров; выработка и анализ возможныхдействий для преодоления препятствий

  • Путь к цели (Wayforward) => Составление плана действий

Помощь в планировании развития
  • Чтобы помочь человеку составить качественный план развития, необходимо знать, какими могут быть развивающие действия, как выбирать вид развивающих действий и как правильно их комбинировать.

  • Оказывая помощь в составлении плана, очень важно не составлять план вместо своего подопечного, а помогать ему сделать это самостоятельно.

  • Можно и нужно подсказывать методы развития, способы поиска развивающих действий, стимулировать творческий подход.

  • Только когда ваш подопечный уже полностью использовал все свои идеи, имеет смысл делиться собственным мнением.

>>> Скачать статью в формате pdf (для печати)

Просмотров: 0

© 2019 Отдел управления талантами Корпоративного кадрового учебно-методического центра АО "ФПК"

Политика конфиденциальности